Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту
1/ 5

Светлана Загребина: читайте правила и приезжайте!

В июне были подведены итоги Пятого всероссийского конкурса авторского камнерезного и ювелирного искусства в Калининграде, результаты которого вызвали резонанс в профессиональной среде. Об организации таких проектов, качестве и форматах конкурсов мы поговорили с директором Калининградского музея янтаря Светланой Загребиной

Насколько мне известно, этот конкурс состоялся только благодаря усилиям  команды музея, ведь его собирались переносить на будущий год?        

Да, в этом году его могло и не быть вовсе. Мы до последнего сомневались. В городе в эти дни ввели ограничения на посещение публичных мероприятий, но нам так хотелось подарить художникам праздник и провести его на хорошем уровне.

Статус любого конкурса зависит от атмосферы, у вас она всегда очень камерная и вдохновляющая.

Да, это так. Церемония награждения в этом году состоялась на крепостном валу, опоясывающем башню «Дона»  –  это очень красивое пространство. Для конкурсных работ были смонтированы специально оформленные витрины – с постерами в виде архитектурных символов городов-участников. На церемонии награждения впервые присутствовали председатель Калининградской областной Думы Марина Оргеева и министр по культуре и туризму Калининградской области Андрей Ермак. Для всех участников и жюри были организованы интересные экскурсии, посещение местных производств – янтарного комбината, сыроварни, винодельни, чтобы показать возможности нашего города и предприятий области. За короткий срок была проделана огромная работа.

Не все организаторы так гостеприимны. Музей проводит конкурсы уже более 10 лет, что пошло не так в этом году, на ваш взгляд?    

Мы были удивлены комментариями в соцсетях, потому что ожидали, что художники будут объективны в первую очередь по отношению к себе. У музея есть два тематических конкурсных проекта: биеннале «Алатырь», которая проводится с целью продвижения региона как центра добычи и обработки янтаря и популяризации его на международном уровне, и Всероссийский конкурс авторского камнерезного и ювелирного искусства, задача которого – позиционировать Калининград как центр развития авторского искусства. Проведение конкурсов летом, в туристический сезон также является фактом событийного туризма в регионе. Биеннале создавались именно для этого.

У вас не было задачи показать  коммерческий дизайн?

Конечно, у нас другой формат. На сайте музея есть правила участия и требования к работам, как мы поняли, их не читают, возможно, проблема в этом.

Не исключено, что художники рассматривают эти конкурсы по аналогии с форматами европейских проектов, рассчитанных на продвижение коммерческого дизайна, где победители получают площадки для продажи своих работ, но они работают по другим правилам и предполагают другое судейство

Да, обратите внимание, что наш формат предусматривает авторские работы на заданную тему, из любых материалов, поэтому мы принимаем камнерезные работы в числе других. У нас нет отдельной номинации для камнерезных работ и никогда не было, потому что у конкурса другая задача. Мы объявляем тему, приглашаем независимых художников и авторов через кураторов и затем проводим выставку, где можно увидеть, как эта тема может быть воплощена в ювелирном и камнерезном исполнении.        

Как формируется жюри и пул кураторов, по каким критериям они оценивают работы, кто принимает окончательное решение?

Мы выбираем жюри и кураторов из числа представителей высших учебных профильных заведений и музеев. Все работы оцениваются в три тура, голосование анонимное. Если мы пригласили экспертов в жюри, то очевидно, что полностью им доверяем и не подвергаем сомнению их оценки. В этом году они единодушно присудили Гран-при Вере Наумовой за брошь «Траектория движения».

Именно это решение, как и некоторые другие, вызвало резонанс.

Знаете, что меня удивило больше всего? Что эксперты из соцсетей судят об изделии по фото, не имея представления, как оно выглядит в реальности. Жюри во главе с Галиной Габриэль –  она же авторитетный искусствовед – назвали брошь лучшей, потому что, по их мнению, ее можно считать аллюзией на творчество испанского архитектора Калатравы и другие объекты современной архитектуры. Тема конкурса – «Город». Эта работа соответствует заявленной теме. Я не считаю корректным комментировать работу жюри, они имеют право выбора и несут ответственность за свою работу.

Конкурс  – один из немногих, где участники ни за что не платят, в отличие от того же очень популярного в России итальянского Artistar, участие в котором начинается от 1000 евро.

Да, участие абсолютно бесплатное. В отличие от других конкурсов, где победители получают только дипломы и поздравления, у нас предусмотрены денежные призы – 50 000 рублей и лоты янтаря стоимостью 30 000 рублей. По итогам конкурса мы оплачиваем съемку имиджевого видеофильма и издаем печатный каталог. Это очень хорошая поддержка для художников. Кстати, я не исключаю, что в будущем году публикация в каталоге станет платной.  

Если говорить о продвижении, то музей успешно работает на международном уровне и представляет российских художников в других странах.

Да, мы сотрудничаем с французской ассоциацией «Однажды, один ремесленник…» и несколько лет подряд представляли работы лауреатов конкурсов – калининградских художников по янтарю – в проектах «Фиолетовая улица: из Парижа в Калининград» и «Фиолетовая деревня». Жанна Лопаткина, Константин Домичковский, Людмила Игумнова и др.  участвовали в XIX салоне художественных ремесел и фестивале художественных ремесел в Шартре, Константин Бушмелев и Михаил Воробьев представляли свои изделия на Третьем международном фестивале художественных ремесел (FIMA), организованном ассоциацией «Развитие Баккара». С итальянскими коллегами мы сотрудничаем в проекте «Ювелирный дизайн: Натурс, Италия – Калининград, Россия».  У музея очень тёплые отношения с Музеем янтаря в Японии.

Несколько лет назад в собственность музея перешло здание Янтарной мануфактуры, где предполагалось создание современного музейного пространства. Конкурсы будут интегрированы в этот проект?

Это глобальный и очень интересный проект для поддержки туристической привлекательности региона. Здание Янтарной мануфактуры, которую передали музею, – символичное и знаковое место с точки зрения истории обработки и производства изделий из янтаря. «Музейный квартал» предполагает реконструкцию мануфактуры в числе других культурно-туристических объектов. На организацию всего этого понадобится не менее четырех лет, а потом  конкурсная выставка получит качественную современную площадку.

В будущем планируется что-то изменить, добавить или убрать номинации?

Конечно, этот проект, как и любой другой, должен развиваться. Возможно, мы ограничим количество номинаций или сделаем отдельные для ювелиров и камнерезов. Или оставим только для ювелиров. Нужно ли нам вообще камнерезное искусство в Калининграде? На самом деле этот опыт пошел нам на пользу. О конкурсе много говорили, писали и дискутировали в профессиональной среде. О нас узнали все. Мы получили много писем и предложений от разных людей, которые считают себя экспертами в области ювелирного дизайна. Не поверите, но это очень неожиданный и позитивный опыт. В будущем году состоится «Алатырь», и мы как всегда открыты для всех. По итогам этого конкурса хочется поблагодарить всех за энергию и творчество. А мы уже работаем над новыми проектами

Брошь «Траектория движения», Вера Наумова
В один клик