Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту
1/ 5

В Калининграде подвели итоги VII Всероссийского конкурса авторского ювелирного и камнерезного искусства   

Биеннале авторского ювелирного искусства проводится в Калининграде с 2012 года по инициативе Музея янтаря. Среди задач этого проекта – позиционирование Калининграда как креативного «янтарного» центра и демонстрация на площадке музея творческих возможностей российских художников. Проведение экспозиции летом в туристический сезон также является фактом событийного туризма, местом притяжения для ценителей прикладного искусства из разных регионов страны.

В конкурсной программе на тему «Культурное наследие России», включающей два раздела – ювелирное и камнерезное искусство – в этом году принимали участие 529 работ, предоставленных 165 авторами из 30 городов. В своих работах ювелиры и художники по камню исследовали мифологию и сказочные сюжеты, музыкальную и поэтическую национальную культуру, исторические и научные достижения страны.  

Гран-при  

получила Елизавета Киселева из Казани за колье «В мире русских сказок»

 

Это сложное украшение вдохновлено символикой волшебных сказок, русских былин и завораживающей образностью иллюстраций Билибина.   

Лучшие работы в категории «Ювелирное искусство»:

«Идея, образ в ювелирном искусстве»

скульптурное кольцо «Мындыр саас» Марианны Малардыровой и Сергея Матчитова (Якутск);

Дипломами в этой номинации также отмечены

серьги в русском стиле Никиты Ноговицына (Кострома);

брошь «Земля и море» Эдуарда Никитина (Москва);

«Мастерство в ювелирном искусстве»

кольцо «Охота на мамонта» Александра Леонтьева (Москва);

Дипломами в этой номинации также отмечены

кольцо «Желтые птицы» Владимира Гончарова (Москва);

брошь «Полярный мак» Веры Кучеренко (Москва);

«Эксперимент в ювелирном искусстве»

брошь «В противовес» Евгении Юртовой (Тольятти);

По словам автора, идея дизайна броши с подвижными элементами передает особенности русского характера – склонность к эмоциональным крайностям, от глубокой печали к безудержной радости, и борьбу темного и светлого в человеке, противостояние добра и зла в проявлениях внешнего мира.

Дипломами в этой номинации также отмечены

брошь-трансформер «Динамический супрематизм» Анны Терещенковой (Санкт-Петербург);

клатч «Зима!» Дмитрия Кротюка (Москва);

Идея этой работы появилась во время путешествия по старым русским городам.

«На улице в Суздале я увидел лошадиную упряжку и мне вспомнилась строка из «Евгения Онегина»: «Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь…». Слово «варежка» по одной из версий произошло от глагола «варити», что означает «охранять» или «защищать». Узоры на варежках выполняли функцию символов-оберегов. Архетипы русской зимы, варежки, кириллической вязи и творчества Пушкина сплелись в этой работе в единый образ оберегающей варежки-доспеха», – так комментирует Дмитрий идею своей работы.  

«Лучшее изделие с янтарем в ювелирном искусстве»

Лауреатом в этой номинации стала композиция из двух брошей «От матери к дочери – живая нить» известной калининградской художницы Людмилы Высоцкой.

«Задача была почти невозможной: оставить янтарь нетронутым, но вплести в него нити традиции так, чтобы они казались продолжением его солнечных прожилок.  Деревянная основа — не просто подставка, а земля, взрастившая эту историю. Каждый слой морилки — словно год, прожитый деревом. Я вручную состаривала её, чтобы она дышала теплом старинных прялок, на которых наши предки вышивали свои обереги. Когда нить легла так, будто всегда была частью янтаря, стало ясно: это послание. От матери — к дочери. От предков — к нам. От земли — в вечность. Живая нить на янтаре естественной формы воскрешает забытые смыслы, заставляет янтарь говорить на языке поколений», — рассказала о концепции этой работы Людмила Высоцкая.

Дипломами в этой номинации также отмечены

кольцо «Василиса Хлебосольная» Натальи Тарасовой в соавторстве с Татьяной Тарасовой (Санкт-Петербург);

кольцо относится к серии из 3 украшений, посвященной выдающимся достижениям России в XX в. Серия включает также кольцо «Василиса Авангардная» и браслет «Василиса Космическая».

«Двадцатый век был очень драматичным для России. Стране выпали тяжелейшие испытания. Возможно в стремлении преодолеть их были совершены невероятные прорывы в искусстве и космосе. «Василиса Хлебосольная» воплощает образ России –  красавицы с широкой душой. Форма братины, старинного русского сосуда для подачи напитков, напоминает о нашем традиционном гостеприимстве. Кольцо «Василиса Авангардная» – собирательный образ, вдохновленный работами Малевича и Кандинского, а браслет «Василиса Космическая» ассоциируется с памятником Музея Космонавтики в Москве на ВДНХ. Это геометрия с линиями, стремящимися ввысь, и янтарем как символом солнца», — комментирует Наталья Тарасова.

серия колец «Левитирующие» Романа Волкова (Тула);

«Героям России посвящается»

кулон «Амулет» Александра Михальянца (Симферополь);

Дипломами в этой номинации также отмечены

кулон «Когда-то и сейчас» Александра Михальянца (Симферополь);

серьги «Есенин» Александры Нескребы (Москва);

Это украшение, представленное вместе с декоративной подставкой в образе русской красавицы, является ювелирной иллюстрацией березки, символизирующей русскую природу в творчестве Есенина. Комплект состоит из моносерьги «Березка» и пусеты «Сердце». На сапфировых стеклах можно увидеть фрагменты текста стихотворения Есенина «С добрым утром!»

       

Лучшие работы в категории «Камнерезное искусство»:

«Диалог с камнем»

панно «Горностай» Ольги Половневой, (Сибай);

Дипломами в этой номинации также отмечены

панно «Уральский грот» Надежды Живых (Москва);

скульптура «Зритель» Сергея Забудченко (Нижний Тагил);

«Профессиональное мастерство»

Дипломами в этой номинации отмечены

композиция «Повеление ветрами перемен» Владимира Кана (Санкт-Петербург);

предмет интерьера «Соня» Максима Морозова (Иркутск);

«Эксперимент в работе с камнем»

композиция «Водоточивый Петергоф» Ларисы Яковлевой (Калининград);

Дипломами в этой номинации также отмечены

композиция «Веселые угольки» Евгения Зубакова (Калининград);  

комплект панно «Биологический авангард» Жанны Лопаткиной (Калининград);

«Почему биологический авангард? Янтарь, с которым я работаю, биологического происхождения. А черный янтарь, очень красивый материал с остатками почвы и включений, можно отнести к авангарду в ювелирном творчестве. До 1991 года на Янтарном комбинате из него изготавливали только янтарное масло», — объяснила концепцию Жанна Лопаткина.

«Лучшее произведение из янтаря в камнерезном искусстве»

В этой номинации решением жюри были определены два лауреата:

скульптурная композиция «Наблюдатель» Натальи Алмазовой (Калининград);

скульптурная композиция «Царь морской». Автор работы – Геннадий Лосец (Калининград);

Дипломами в этой номинации также отмечены

серия из трех произведений «Сказочные стражи в солнечном камне» Омаля Юсупова в соавторстве с Юлией Черноусовой (Калининград);

браслет «Солнечная круговерть» Александра Шарифуллина (Кострома);

«Героям России посвящается»

панно «Домой с ангелом» Риммы Еникеевой (Сибай);

Дипломами в этой номинации также отмечены

композиция «Вдоль Байкала» Анастасии Неруш (Иркутск);

композиция «Мне кажется порою, что солдаты…» Людмилы Высоцкой (Калининград);

Специальные дипломы жюри:

Виктор Моисейкин присудил диплом известному московскому художнику Эдуарду Никитину за брошь «Земля и море»;  

Елена Титова присудила диплом Виктории Ходневой (Санкт-Петербург) за гарнитур «Белая башня»;

Надежда Заева присудила диплом Яне Крахиной (Санкт-Петербург) за  «Брошь 2» из серии украшений «Ноша»;

Анастасия Никифорова присудила диплом Татьяне Дробышевой (Калининград) за шейное украшение «Ангел-хранитель»;

Людмила Будрина присудила диплом Анастасии Неруш (Иркутск) за композицию «Вдоль Байкала»;

В качестве члена жюри я присудила диплом Анне Терещенковой (Санкт-Петербург) за композицию «Колобок». На мой взгляд, эта работа – лучший пример арт-а-порте, носимого искусства и современного гибридного дизайна. «Колобок» представляет собой комплект кинематических брошей, закрепленных на художественном полотне, напоминающем настольную игру-бродилку.

«Именно сказки, хорошо знакомые с детства, являются ключом культурного кода каждого народа. Главный персонаж путешествует по лесной дороге, преодолевает препятствия и встречается с обитателями леса – Зайцем, Волком, Медведем и Лисой. Персонажи композиции визуально напоминают объемные мягкие игрушки, сшитые из кусочков ситца. Каждую брошь можно носить отдельно и создавать индивидуальные композиции. Арт-объект также может служить и украшением интерьера», – рассказала о концепции своей работы Анна Терещенкова.  

Церемония награждения состоялась 27 июня, выставка конкурсных работ «Культурное наследие России» продлится до 7 сентября 

В один клик