Для чего нужны отраслевые союзы? Возможно ли решать проблемы индустрии в формате общественной организации? О том, как формируется позиция ювелирного сообщества и что мешает участникам рынка добиваться своего рассказывает экс-PR-технолог Ассоциации «Гильдия ювелиров России» Евгений Савин.
Евгений, вы многие годы обеспечивали сложный функционал организации, расскажите, чем занимается Гильдия ювелиров и насколько важна ее деятельность для отрасли?
Сразу сделаю ремарку. Я буду говорить лишь как частное лицо, всё что я скажу — это моё частное экспертное мнение, основанное на наблюдении за отраслью на протяжении последних восьми лет сквозь призму моей компетенции. Что касается отрасли, то не так давно она потеряла яркую фигуру, отстаивавшую её интересы и ценности. Речь об Эдуарде Уткине. После ухода такого человека появились вопросы: «А кто теперь будет нас защищать? А будет ли этот человек столь же успешен?».
Предполагаете, что не найдётся человека, способного «выйти на замену»?
Здесь речь не столько об отдельном человеке, сколько об идее, которую он оставил. Идея простая: перейти от внутренних дискуссий к продуктивным действиям, объединиться. Главная проблема в том, что российское ювелирное сообщество консолидируется неохотно. Есть руководители, которые предпочитают лишь наблюдать за событиями, ни во что не вмешиваться. При этом в индустрии много умных, открытых людей с лидерскими качествами. Эдуард Уткин приглашал их на наши мероприятия, учитывал их мнение при разработке документов. Собственно, на их плечах и за их счёт многое держалось в последние годы. Это действительно лучшие представители отрасли. Они не отмалчивались, помогали отстаивать интересы ювелиров. В сложившейся ситуации корректнее говорить не «кто заменит», а кто продолжит. Если кто и продолжит, то хочется думать они.
Как работа Гильдии повлияла на жизнь ювелиров?
Существенно. Можно вспомнить историю с дистанционной торговлей ювелирными изделиями. В 2016 году никто не понимал, можно ли торговать украшениями онлайн. Мы изучили тему, подключили всех, кого можно, в том числе и другие общественные организации. Проблема оказалась настолько запутанной, что о ней задумались даже в профильных ведомствах после наших запросов. В итоге добились легализации дистанционного способа продаж ювелирных изделий.
Что Гильдия предпринимала по ГИИС? По нашумевшему № 41-ФЗ? По клеймению серебра и по лицензированию?
По ГИИС* велась титаническая работа. Ассоциация убедила Правительство перенести срок ввода системы в эксплуатацию. До сих пор участники рынка говорят о проблемах ГИИС, а представьте, если бы систему ввели как предполагалось? В сыром виде, без должной адаптации? Удалось добиться отмены предъявления требований по договорам долгосрочной аренды помещений. Тут же смогли отбиться от необходимости предоставления сканированных копий документов. Ассоциация смогла договориться с Минфином об отмене обязательного клеймения изделий из серебра любой массы. Историю выступления Флуна Гумерова о том, чтобы приравнять условия оборота изделий из серебра к условиям оборота бижутерии, пересказывать не буду. Она долго держалась в топе ювелирных новостей. Скажу лишь, что глава государства уже утвердил перечень поручений по итогам встречи с членами Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», которая состоялась 26 мая. И этот вопрос там есть. Но я вернусь к № 41-ФЗ. Этот закон в части скупки лома ювелирных изделий изначально предполагал требования по обязательному укреплению помещений. Представляете, у вас место в торговом центре, собственником которого вы не являетесь. И вот вам предлагается нескучная затея по согласованию, переделке помещения, дополнительным финансовым тратам? Сняли и эту напасть. Вообще за скучными названиями законов стоят феерические и вполне конкретные траты участников рынка. Не оспорь члены Гильдии эти нормы, сложно представить, какие убытки несла бы вся отрасль. Взять тот же КоАП в сфере ДМДК. Предполагалось, что размер штрафов для ювелиров будет достигать 1,5 млн. руб. Это после пандемии и остальных потрясений на рынке! В итоге вопрос утрясли так, что за административные правонарушения максимальный штраф составит 280 тыс. руб. Всего Гильдии удалось отстоять интересы ювелиров в более чем 70 нормативных правовых актах, которые проходили обсуждение в рамках оценки регулирующего воздействия. Сколько денег она сэкономила бизнесу? Не возьмусь даже примерную цифру назвать. Скажу только, что заплатили за это члены Ассоциации «Гильдия ювелиров России», а пользуются результатами данной работы все. Несправедливо, конечно, но претензий не предъявишь. Это показатель ответственности участников рынка.
Кто в данный момент отвечает за деятельность организации?
Та же самая команда, что и ранее. Точнее, что получилось сохранить. Нынешний исполняющий обязанности генерального директора Ассоциации Владимир Збойков — эксперт, который участвовал во всех перипетиях последних лет, готовил аналитические записки и т.д. Всю команду сохранить не удалось. Причина – недостаточное финансирование. Грустно, не скрою, еще и потому, что до многого просто не дошли руки.
До чего именно не доходили руки и почему?
Мы заботились не только о тактических бизнес-вопросах, но и вопросах стратегического характера. О том, кто придёт на смену сегодняшним ювелирам? Думали о студентах профильных учебных заведений. Старались поддерживать их победы на Worldskills, приглашать на выставки, конкурсы т.д. Но всё это, как по мне, нуждается в большем внимании. То же могу сказать и о культурной стороне ювелирного бизнеса. Что могли мы делали, но мало. Благо есть Фонд развития художественной промышленности и ювелирного искусства, который возглавляет Галина Ананьина. По началу Гильдия уделяла внимание культурной повестке, и Галина Васильевна помогала вести тематические проекты, но известные события на рынке, которые с 2016 года только набирали обороты, превратили Ассоциацию в «пожарную команду».
Будь Ассоциация многочисленнее, у ювелиров стало бы меньше проблем?
У Гильдии стало бы больше возможностей. А без достаточных ресурсов на одном энтузиазме многого не нарешаешь. Нужны экспертизы, привлечение специалистов, это проектная работа. Ну и не только количество решает. Ещё и качество. Гильдии нужны инициативные люди, которые понимают, зачем она нужна, как она работает, с опытом коммуникаций с государственными структурами.
В завершение вопрос – что будет дальше?
Выжить реально. Гильдия может существовать в формате объединения нескольких крупных компаний, которые будут отстаивать свои интересы. И чем меньше участников, тем меньший спектр интересов рынка такая Гильдия будет представлять. Плохой вариант, но его не избежать, если не решится проблема финансирования. Вероятен и риск того, что отрасль потеряет единственную независимую организацию, которая отстаивает его интересы. Тогда, вместо реальной оппозиции «снизу», останется видимость. Крупные игроки поделят рынок, потому что их ресурсы позволят им так или иначе решать свои проблемы. Малые предприятия, конечно, не исчезнут. Хотя бы для статистики они понадобятся. Но это уже будет совсем другой рынок
*ГИИС ДМДК – государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них
Читать в телеграм