Станислав Лем родился сто лет назад во Львове. При упоминании столицы старой Галиции, расположенной на западной Украине, скорее приходят на ум романы Исаака Башевиса Зингера, чем научная фантастика. Но именно в этом жанре Лем нашел свое место в истории литературы. И не только польской. Польский – родной язык автора, получившего медицинское образование в Кракове. Международную известность и литературное бессмертие, несомненно, принес ему самый популярный роман – «Солярис», написанный в 1961 году. Интерес к этому произведению в разные годы подогревали кинематографические эксперименты Андрея Тарковского (1972 г) и Стивена Содерберга (2002 г) с Джорджем Клуни в главной роли. Через 60 лет, несмотря на то, что телескопы и космические зонды уже подарили нам возможность узнать, как выглядят ледяные луны, конголовые туманности и черные дыры, история загадочной планеты Солярис, освещенной двумя звездами и покрытой мыслящим океаном, обладающим сверхчеловеческим интеллектом, не утратила своей притягательности.
Возможно, с намерением принести на Землю отражения этих далеких миров Гедымин Яблонски, профессор кафедры ювелирного дела Академии искусства и дизайна им. Е. Гепперта во Вроцлаве (Польша) придумал и смог реализовать при поддержке своей коллеги Агаты Куйды, профессора и заведующей кафедрой архитектуры и дизайна, арт-проект «Cosmos. Lem. Jewellery». Эта конкурсная выставка, открытая для художников со всего мира, стала местом притяжения для оригинальных ювелирных изделий, вдохновленных личностью Лема, его философией и его Вселенной. Творческие работы, которые оказались в шорт-листе этой передвижной выставки, будут включены в 200-страничный художественный альбом. Это отличный шанс оказаться в центре внимания международных СМИ. На призыв организаторов откликнулись художники всего мира. Из Польши, Австрии, Швеции, Испании, Японии, США, скандинавских стран и стран Балтии во Вроцлав прибыли творения молодых и многообещающих дизайнеров и авторитетных в международном пространстве художников, таких как голландец Руудт Петерс или Фалика ван дер Леест.
Художники из России проявили особый интерес к проекту. Из шестидесяти представленных на выставку работ организаторы выбрали тринадцать. Стоит отметить, что это самое впечатляющее представительство в международном арт-проекте. И если когда-то творческое сотрудничество между поляком Лемом и русским Тарковским закончилось тем, что культовый автор назвал культового режиссера дураком из-за преобладания лирики, а не фантастики в его версии «Соляриса», то на этот раз соотечественники Лема увидели так много оригинальных идей в представленных россиянами работах, что не стали лимитировать их присутствие на выставке.
«Исследователь космических талантов», которому следует отнести эту заслугу, – это Ирина Слесарева, российский куратор «Cosmos. Lem. Jewellery», специалист по международному ювелирному рынку с 20-летним стажем, чем объясняется ее присутствие в качестве члена жюри в творческих конкурсах разных стран мира. «Я опубликовала новости о проекте на сайте, в телеграм-канале и на партнерских площадках. Новость довольно быстро разлетелась в профессиональных кругах. Вскоре я получила огромное количество работ от молодых дизайнеров. Совершенно неожиданно проект заинтересовал всех. Я поняла, что тема космоса сейчас невероятно популярна», – рассказала И. Слесарева. Для каждой работы старательно готовились описание, фотографии, иногда даже запрашивались видео, если в украшении были подвижные детали. После того как вся работа была выполнена, она изучила все материалы вместе с Яблонским, который помимо содержания и качества каждой отдельной работы рассматривал их в контексте других экспонатов и общей концепции выставки.
Но как поэзия сверхсветовых расстояний воплощается в творениях ювелиров?
«Ее можно выразить посредством форм, материалов и техники», – отвечает Слесарева. Анастасия Королева, например, выполнила серию колец и серег в виде радиотелескопа. Художники прислали работы из серебра с полудрагоценными камнями, латуни, меди, пластика. Очень интересны некоторые украшения и объекты из титана. Этот металл в зависимости от степени нагрева демонстрирует широкую палитру оттенков – фиолетового, зеленого, розового. Это можно увидеть в коллекции колец Валерия Середина. «Гальваника и сплавы используются художниками очень профессионально, позволяют создавать неожиданные визуальные эффекты», – подтверждает Слесарева. Татьяна Холоднова в сотрудничестве с компанией PalladinGold создала кольца из интересного сплава золота с палладием. Медицинские сплавы из этих металлов успешно используются в европейской стоматологии, но вот кольца из такого материала, специально разработанного и запатентованного PalladinGold, изготавливаются только в России. Татьяна Больших, которая не попала в число участников проекта, использовала для своих космических колец шунгит. Это особая порода черного цвета, получаемая из угля. Некоторые приписывают ему внеземное происхождение. Столкнувшись с подобными сидерическими предположениями, балтийский янтарь, выбранный Валерием Серединым для одного из колец, мог бы оправдать обвинение в некоем провинциализме, если бы сам Середин не связывал драгоценный материал с туманностью Helix: она излучала свет 40 миллионов лет назад, в тот же период, когда допотопные хвойные деревья выделяли смолу, которая со временем превратилась в янтарь.
И если Мария Мамкаева, российская художница, проживающая в Бельгии, решила в своем колье использовать старые сломанные игрушки и фрагменты тканей и украшений вместо драгоценных металлов и драгоценных камней, это должно подчеркнуть, что межзвездное пространство теперь также становится синонимом космического мусора. Высшее проявление способности человека загрязнять все вокруг себя, даже за пределами тропосферы. Очень красноречив в этом отношении афоризм Станислава Лема, которым Мамкаева завершила презентацию своего драгоценного объекта: «Наука объясняет мир, но искусство примиряет нас с ним».